Двина в приграничной зоне

Без пропуска в погранзону от устья Дрысы можно проплыть еще 13 км. Проходим напротив ст. Верхнедвинск (2,5 км, см. выше), затем минуем устья небольших правых притоков Ужицы (1,5 км) и Сарьянки (2 км). В полукилометре выше впадения Сарьянку пересекает железная дорога с одноименной остановкой дизель-поездов Бигосово-Полоцк на правом берегу близ речки.

При впадении Сарьянки ширина Двины около 200 м, а скорость 0,2 м/сек. Проходим д. Шатрово (4 км) по правому берегу, затем километровой длины песчаный остров, заросший ивняком. Чуть ниже острова на левом берегу в густой зелени видна д. Леонполь (3 км). Здесь есть что смотреть и надо высаживаться. Проследовав тропкой от лодочного причала на центральную улицу и свернув вправо, прежде всего видим стройную деревянную церковь с апсидой, луковичной главкой на двускатной крыше и отдельно стоящей звонницей. Троицкой церкви уже давно за два века; построенный как униатский, храм находится в прекрасном состоянии, идут богослужения. „Луковка" установлена позднее, после запрета царскими властями униатства и передачи здания православным. Рядом находится еще один архитектурный памятник - усадебный дом тех же лет постройки. Идем к нему сквозь небольшой запущенный старинный парк, в июле окутанный ароматом цветущей липы. Претерпевшая многие изменения и беды, постройка выполнена в стиле барокко. Главным входом служит торжественная лестница с террасой; дворовый фасад обращен к Двине, вид на которую закрыт разросшимися деревьями. Кроме господского дома от усадьбы сохранилось очень немногое, в частности кухонный флигель. Среди утерянного ценные коллекции картин, оружия, скульптур; оранжереи, где вызревали ананасы, гранаты, апельсины.

Несмотря на неважное состояние, выщербленную кладку, есть доля оптимизма в том, что дом удастся сохранить: переданный под костел, он огражден, пусть вяло, но что-то ремонтируется.

Историческое достояние Леонполя этим не исчерпывается. Не поленившись отойти метров 600 от деревни по гравийке на Верхнедвинск, за правой обочиной у лесной кромки можно увидеть третий памятник - впечатляющую мемориальную колонну, воздвигнутую тогдашним хозяином леон-польского имения в честь принятой 3 мая 1791 г Конституции Речи Посполитой - документа для своего времени как редкого, так и достаточно прогрессивного. Колонна (кстати, не единственная е Беларуси, воздвигнутая по поводу означенногс события) стоит на четырехгранном пьедестале с прямоугольными нишами, высокий ствол венчает капитель с маскаронами.

В деревне есть небольшой краеведческий музей, где несомненный интерес представит такая редкость и архаика, как частично сохранившийся деревянный велосипед кустарного изготовления.

Кроме материальных памятников от прошлого небольшого поселения остались и архивные свидетельства. Из них известно, что до 1840 г. славилась леонпольская мануфактура по производству высококачественных льняных изделий - полотен скатертей, салфеток...

Из Леонполя рейсовым автобусом можно уехать в райцентр Миоры с железнодорожной станцией либо - с разрешением на пребывание в погран зоне - проплыть максимум 10 км вплоть до крохотной приграничной деревеньки Новое Село. От Нового Села не более километра до устья пограничной речушки Росицы и 11 дорожных километров до станции Бигосово. Между Леонполем и Новым Селом также имеется пара промежуточных пунктов более-менее пригодных для завершения маршрута. Это правобережные деревни Балины (3 км) и Чурилово (еще 2,5 км). Соответственно четыре и шесть километров от реки до станции или на полтора километра меньше до шоссе на Верхнедвинск.

Для стоянок ниже Верхнедвинска подходящих мест только два, и оба на левом берегу. Первое находится в двух километрах ниже устья Сарьянки. Ориентиром служат прибрежные валуны перед самым устьем глубоко врезанного русла ручья и две выделяющиеся ивы на второй террасе. Под ивами и находятся неплохие площадки. Вторым местом является опушка соснового леса ниже правобережной д. Чурилово. Ориентир - лодочный причал с тропкой на некрутом склоне. Дать рекомендации относительно других мест сложно. Зачастую удобной площадке не соответствует вязкий берег у воды, а твердому берегу - заросший склон, по которому трудно подняться с грузом.

В конце таких многодневных путешествий, зачастую можно обнаружить неприятные поломки: пластмассовое весло, уключина в лодке и прочие детали. Благо в наше время изготовление пластиковых деталей не состовляет большого труда и практически любую запчасть можно напечатать на 3д-принтере.

Ниже Росицы Двина - а правильнее, здесь Двина-Даугава - 17 километров служит приграничной полосой. Нахождение в ней связано с практически непреодолимыми административными ограничениями, т.е. требует столь серьезных обоснований и согласований, что для туристского плавания эфемерно. Остается надеяться на какие-то изменения в перспективе - ведь на белорусском левобережье этого отрезка находится столь удобный для завершения путешествия и небезынтересный для туриста пункт, как старинное поселение Друя с железнодорожной станцией, культурно-историческими памятниками и красивым большим островом напротив.

Турецкий С.И.

Горячие новости