Музей-усадьба И.Е.Репина

Желающие пройти Двиной от российско-белорусской границы наверняка воспользуются шоссе Витебск-Велиж с регулярным пассажирским сообщением: на 30-километровом российском отрезке дорога эта не раз приближается к реке. Ближайшим таким местом после Беларуси является почти покинутая деревенька Гредяки. От первого ее двора до реки метров 400 по узкой, теряющейся на сенокосном лугу тропке, выводящей к шатким перилам. Крутой спуск к реке с грузом очень неудобен, еще более неудобен для сборов крохотный пятачок среди высокотравья у воды. До белорусской границы отсюда три километра. На три километра дальше от следующей по шоссе д. Верховье. До реки здесь те же 400 м, но уже нормальные спуск к воде и площадка для сборов среди густой лиственной поросли.

Ниже Верховья первыми с воды видны право-бережные российские деревни Малое Верховье и Орляки (соответственно 1 и 3 км). Река довольно быстро течет мимо них в корытообразной долине. Между крутыми берегами-террасами около сотни метров, дно гравелистое и песчаное, с валунами. Берега в основном луговые. До речушки Олеськи, впадающей справа, шесть километров. Устье ее, шириной метра два, прикрывают ивовые деревья и кусты. Отсюда по правому берегу начинается Беларусь, а на обоих берегах реки появляется лес. На белорусском берегу через километр удобный выход из воды и подъем на террасу с березами. Среди берез плоская площадка на несколько палаток с кострищем и столиком. Но еще лучше будет стоянка на том же правом берегу через 800 м за устьем маленького левого притока Сеньковки. Здесь под старыми соснами оборудован основательный навес со столом.

Между устьями Сеньковки и Олеськи два километра. Как и Олеська, Сеньковка является бело-русско-российским рубежом, но по левому берегу. Далее на правом берегу видны несколько домов заброшенной д. Коньки. Первое обитаемое (пусть только в теплое время года) белорусское поселение на Двине - это деревенька Киселёво из пяти перевоплощенных в дачи дворов. Возникает оно по левому берегу через два километра. В полутора километрах ниже на том же берегу стоит д. Перно, с воды не заметная. А вот правобережные Сибяки (3 км от Киселёво) видны издалека. За Сибяками Двина выписывает длинную плавную излучину, едва не соприкасаясь с шоссе Витебск-Велиж. Между рекой и шоссе хороший сосновый лес, но из-за высокотравных берегов причалить и выйти к нему трудно.

В 3,5 км ниже Сибяков Двина круто поворачивает на юг. На высоком правом берегу несколько дворов, называемых Слободкой, но относящихся к д. Галиново. На левом, также высоком, небольшой старый сосняк (неплохая стоянка). Внизу, под соснами, мыс изгибается широким и длинным песчаным пляжем, излюбленным отдыхающими. Еще через полтора километра справа входит Усвяча. За устьем ее сгрудилось несколько относительно крупных островов с песчаными отмелями и густым высокотравьем, между островами из воды торчат крупные черные валуны.

Лагерь на берегу Западной Двины

Вскоре слева пойдут первые домики поселка Сураж при впадении Каспли (3 км). Близ устья ее через Двину наведена паромная переправа. Древнее поселение популярно как исходный пункт плавания по Двине. От автокассы до удобной стартовой площадки на левом берегу Каспли чуть выше автомобильного моста пару сот метров. Однако, в невысокую воду собираться лучше на том же берегу ниже моста, исключив этим каменистое мелководье с порожками под мостом и перед ним.

От моста до выхода по Каспле в Двину не более двухсот метров. При слиянии на правом берегу находится хорошо исследованный археологический памятник - городище IX-X вв., обозначенный охранным знаком. С воды городище выглядит как невысокий, но очень крутой мыс. Сверху же обнаруживается, что треугольную в плане площадку на мысу помимо крутизны склонов и омывающих рек с суши защищал ров. Раскопки суражского городища дали многочисленные образцы материальной культуры предков: от керамики IX в. до пушечных ядер XVII в.

Ширина Двины между Суражем и Витебском 115-160 м. До д. Островские (8 км), напротив которой расположен полукилометровой длины лесистый остров (от него и название деревни), отыскать место для стоянки несложно. Далее до д. Хотоля (5,5 км) берега идут оголенные. Сразу за Хотолей на верхней террасе левого берега для ночлега есть хорошая площадка, ориентир которой - недостроенные усадебные строения и тропка вверх. Но для подъема судов тропка крутовата, оставить же их внизу получится не более двух. Если флотилия побольше, стоит пройти еще пять километров и высаживаться на правом берегу. Ориентир - лодочный причал со старой ивой на террасе. С террасы в глубине берега видны деревни Кулаково и Будислово, к ним и относится причал.

Далее на левом берегу будет маленькая деревня Рыбаки, а на правом - большая Курино (9,5 км, сельсовет, магазин, почта). На куринском кладбище находится могила Михаила Сильницкого. Герой Советского Союза, партизанский пулеметчик, до последнего патрона прикрывал отход отряда и погиб в рукопашном бою.

Если у вас есть свой блог о рыбалке и путешествиях, то не забудьте позаботиться о защите от ddos-атак.

Километром ниже слева начинаются превосходные лесные стоянки с хорошими подходами и сосновым лесом, который на время прерывается деревней Железняки (6 км). Перед Железняками сужение русла и скопление валунов на быстротоке. По правому же берегу проходим Задвинье и Лущиху. Все три населенных пункта являют собой в основном дачную застройку витеблян. Минуя дачные домики за Лущихой, а затем, обогнув мыс, река подводит к неординарному деревянному строению на правом берегу (2 км). Снизу видны перила к воде, беседка. Мы - в урочище Здравнёво, у реконструированного так называемого „Репинского домика". Безусловно, следует посетить музейный комплекс выдающегося живописца И. Е. Репина, который восемь сезонов (1892-1900 гг.) находил пристанище в этом уголке, приобретенном на средства от продажи знаменитых „Запорожцев" и ставшем одним из источников творческого вдохновения. Многое в усадьбе делалось непосредственно художником. И хотя от того периода сохранилось очень немногое (почти все воссоздано заново), наброс камней от берега - примитивный причал, напоминающий, кстати, и о временах регулярного пассажирского судоходства - считается делом рук Ильи Ефимовича.

На дальнейшем пути до Витебска по берегам многочисленные пляжи. Перед мостом в поселке Руба (3 км) привлекает внимание мощный фонтан на левом берегу - сброс технических вод комбината „Доломит". Береговые обнажения доломита, разрабатываемого комбинатом, видны ниже моста. Рубское месторождение ценного минерала, используемого в ряде отраслей народного хозяйства - в первую очередь строительстве и металлургии - является наиболее крупным в Беларуси. Отсюда же начало нескольких порожистых участков, образованных выходами того же доломита. Общая протяженность их 12 км. Секундная скорость течения возрастает на порогах до двух метров, а глубина падает до трети метра. Сложность прохождения зависит от уровня воды, но для легких и маневренных туристских судов - разборных, пневматических - незначительна и в межень. При движении выбираем основные сливы. Отметим, что для речного судоходства и лесосплава рубские пороги представляли (и представляют) препятствие достаточно серьезное - иначе не получили бы „персональные" названия: Кресты, Ястреб, Медведск, Тяково, Верховец, Бервен и др.

За правобережной частью Рубы (через шесть километров после основной левобережной) по высоким лесным берегам располагаются оздоровительные лагеря. За впадением Лужесянки (13 км после рубского моста), дендропарком начинается деревня Лужесно. Побродив по парковым аллеям, можно увидеть редкие для Беларуси породы деревьев и кустарников, например, рощицу грецкого ореха, голубые ели, лиственницы и др. Создан дендропарк при Лужеснянском аграрном колледже, основанном в 1909 г. Тогдашняя земледельческая школа готовила управляющих имений, располагаясь и в поныне эксплуатируемом красивом здании - памятнике архитектуры XIX в. Лужесно - белорусский „полюс холода". В 1940 г. здешней метеостанцией зафиксирован абсолютный минимум температуры воздуха: - 44°С.

Между Рубой и Лужесно можно планировать стоянку.

Постепенно втягиваемся в Витебск. Берега, особенно левый, остаются зелеными, нередко пригодными для короткой остановки и купания. Например, между первым железнодорожным мостом и следующим автодорожным. На этом отрезке устье Лучосы (13 км от Лужесянки) с оживленным в летнее время пляжем. Более длительную остановку можно сделать ранее, в лесопарке, до начала левобережной застройки. От лесопарка проплыть через Витебск можно часа за полтора. Говорить мимоходом о крупном городе, с которым связано много замечательных имен и событий, не стоит. Требуется серьезное знакомство, что маловероятно на сквозном маршруте с полевыми ночлегами. Другое дело, конечно, если путь здесь начинается или заканчивается.

Турецкий С.И.

Горячие новости