Западная Двина. Полоцк

По Беларуси Западная Двина проходит 335 километров, заключенных между устьями маленьких правых пограничных притоков Олеськи (Россия-Беларусь) и Росицы (Беларусь-Латвия). Кроме того, сама Двина (примем далее ее разговорно-сокращенное название) на протяжении 19 км является рекой пограничной: левый берег ниже Олеськи еще пару километров российский, а ниже Росицы на протяжении семнадцати еще белорусский. Падение Двины на белорусском участке составляет 38 м; площадь водосбора - 33,2 тыс. км2 (это 38% всего бассейна и 16% территории страны). Ширина русла колеблется от 60 до 290 м, в целом постепенно возрастая. С некоторой условностью к наиболее широкому можно отнести его пограничный (формально латвийский) участок с левым белорусским берегом у поселка Друя, разбитый крупным островом на два рукава. Ширина Двины-Даугавы достигает здесь 700 м.

Река проложила путь в достаточно твердых породах: русло слабоизвилисто и лишено староре-чий. Пойма, особенно выше Витебска, узкая, высота берегов от 10 до 40 м. Доминирующие скорости течения: выше Витебска - 0,4 м/сек, между Витебском и Полоцком - 0,5 м/сек, ниже - 0,2 м/сек. Подо льдом река треть года - с первой декады декабря по первую декаду апреля. Летне-осенняя межень четыре-пять раз прерывается дождевыми паводками с подъемом воды на два-три (до шести) метра.

Вся Двина номинально считается судоходной на изолированных участках, в том числе между российским г. Велижем и Верхнедвинском, т.е. почти на всем белорусском отрезке. Кое-где обозначена судоходная обстановка, включая километровые столбы, отмечающие расстояния от Витебска. Часто встречаются сужающие реку полузапруды ("плетни", "плетени"). Назначение этих сооружений - снизить влияние наносов на глубину судоходного фарватера путем искусственного ускорения течения на свободной ширине русла.

Регулярное пассажирское судоходство появилось здесь в 1892 г. с организацией пароходных компаний. Несмотря на такие звучные имена, как "Борец", "Силач", "Гигант","Атлет" пароходы брали на борт не более двух десятков человек, развозя их между Велижем и Бешенковичами. Бороздили воду и вооруженные суда. Целый год на Западном фронте Гражданской войны активно действовала Западнодвинская военная флотилия, сформированная в 1919 г. из 21 боевого корабля с базой в Витебске.

Ныне как транспортная артерия река почти не используется. Если не брать во внимание редкие прогулочные рейсы для витеблян, пассажирское судоходство отсутствует вовсе, а грузовое является эпизодическим, связанным, в основном, с разработкой прирусловых залежей песка и гравия. Это не имеет отношения к доступности Двины для любых туристских судов - гребных, парусных, моторных - в любой свободный ото льда период.

Помимо двух наиболее сложных отрезков -рубских и дисненских порогов - повсюду встречаются крупные, размером до трех метров, подводные и полуподводные камни, чреватые ударами и посадкой на них, поэтому совсем расслабляться нельзя даже на очевидно спокойных участках. Желательно (как и на всякой реке) запасаться питьевой водой - колодезной или родниковой. Ниже Витебска это переходит в обязанность.

Отправляясь в такие дальние походы, лучше всего пользоваться дезодорантом кристалл, т.к. он состоит только из натуральных компонентов и не навредит вашему здоровью.

Подробное туристское описание реки далее приведено с разбивкой по наиболее крупным прибрежным населенным пунктам.

Турецкий С. И.

Горячие новости