Озеро Снуды

У входа протоки в Снуды, в бору, в полутора километрах от Красногорки при упомянутой лесной дороге расположена стоянка "Ручей". Песчаное мелководье тут несколько отделено от стоянки заболоченным лесом. Другая установленная стоянка восточного берега "Кромы" находится в глубине юго-восточного залива Снуд. Существенным недостатком здесь также является мелководье, по которому приходится долго брести, чтобы искупаться. Разместиться на "Кромах" можно как в лесу, но в сотне метров от озера, так и на открытой лужайке непосредственно у воды.

На юго-восточном берегу находится еще одно место для отдыха, мимо которого проходят маршруты двух из трех предлагаемых пешеходных экскурсий. Цель их не только познакомить с этими местами, где не редкость увидеть диких кабанов, оленей, косуль, но и сменив способ передвижения, активной дневкой разнообразить водное путешествие. Все маршруты легко и органично совмещаются друг с другом, причем протяженность комбинаций не превышает 15 км.

Первая экскурсия радиальная, к оз. Волосо Северный. В обе стороны путь составит всего 3,5 км.

У "Ручья" дорога пересекает протоку. Тут же придорожный аншлаг извещает о правилах поведения туристов на территории Национального парка. В полукилометре, на песчаном взгорке, путь ветвится. Левая дорога и есть самая короткая к Волосо Северному от "Ручья". Приводит она к бревенчатому мостку через протоку на выходе из озера; рядом небольшая необорудованная стоянка. Если у "Ручья" протока может внушить надежду на заманчивую, хотя и очевидно нелегкую возможность водного пути в Волосо Северный, летом вид ее противоположного конца сразу и безусловно убеждает в обратном.

Протяженность второй, радиально-кольцевой экскурсии десять километров. До развилки на песчаном взгорке путь описан в первой экскурсии, далее он продолжается прямо. Через полкилометра, оставив за спиной занятую березняком вырубку, поднимемся к очередной развилке на песчаной гряде: вправо отворачивает малонаезженная травянистая дорога. Левее, буквально в сотне метров, у северного подножья гряды, в котловине залегает маленькое озерко, но его придется поискать. Отсюда наш маршрут кольцевой, и по какой из двух дорог отправиться дальше по большому счету безразлично. Выберем правую. Уводя на юг, километра через полтора она спускается к другому озерцу. Побольше первого, сплавинное, озерцо эффектно смотрится с высоты крутосклонной котловины. У края озера дорога снова делится. И на этот раз возьмем вправо. Миновав обширную луговину с охотничьими вышками-засидками, шагаем параллельно юго-восточному побережью Снуд уже невдалеке от воды. Далее важно, не доходя опушки, "ухватить" входящую слева дорогу. Упреждающий ориентир - съезд к небольшой стоянке на берегу Снуд (упоминалась выше как место для отдыха на юго-восточном берегу). Замыкая кольцо, дорога поведет на север, возвращая к стоянке "Ручей". Довольно сумрачная, идет она смешанным лесом с изрядной примесью ели, слева тянется крутой склон гряды. Через пару километров лес расступается и перед нами еще одна холмистая луговина со следами бывших усадеб и также с охотничьими вышками. Луговина открыта к Волосо Северному. Дорога пересекает ее и, войдя снова в лес, становится очень приятной. Продолжаясь берегом озера, а затем отрываясь от него на северо-запад по сосновым грядам, она выводит к упоминавшейся развилке в километре от "Ручья".

Третья экскурсия разнится с предыдущей лишь в том, что добавляя 2,5 км, подводит и к озеру Волосо Южный. Двигаясь параллельно берегу Снуд, в этом случае не сворачиваем влево, на север, а, сохранив направление, через 300 м выходим на опушку с маленьким кладбищем у дорожной развилки. Далее - на юго-восток по прямой слабозаметной дороге, узкой и травянистой. Она вынужденно дублирует другую, четкую, но разбитую, идущую справа в ольховом обрамлении. Через 800 м обе сходятся и выводят к перелеску у правой обочины. Совсем рядом, внизу слева в котловине видна южная оконечность оз. Волосо Южный. Проход к укромному месту для отдыха и купанья расположен еще левее, в полутораста метрах, к нему спускается машинный съезд. На этом месте установлены удобные столики из камня. Фирма, которая делает искусственный камень и столешницы на заказ, оборудовала тут всю стоянку. Получилось очень красиво.

Возвращаемся к развилке дорог на берегу Снуд и далее к стоянке "Ручей".